№89

Вопрос про оказание медицинской помощи выездными патронажными службами хосписа на территории другого субъекта РФ

Наша организация занимается оказанием паллиативной медицинской помощи детям и организована в форме детского хосписа. Находимся мы на территории г. Москвы. У нас функционируют выездные службы, оказывающие помощь пациентам на дому. Допустимо ли оказание нами медицинской помощи на дому, допустимо ли оказание медицинской помощи в других регионах и городах и требует ли это внесения изменений в нашу лицензию?
Ответ
Подготовлен: 09.03.2015

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь может оказываться в том числе в амбулаторных условиях - в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. Согласно п. 7 выше указанного положения первичная медико-санитарная помощь оказывается:

  1. амбулаторно, в том числе:
    • в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся;
    • по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;
  2. в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.

Таким образом оказание ПМСП (первичной медико-санитарной помощи) вне медицинской организации, например, у пациента на дому относится к амбулаторным условиям оказания медицинской помощи и законом допускается.

Что касается территориального действия лицензии на осуществление медицинской деятельности, то обратимся к положениям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункт 5 статьи 9 которого говорит о том, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 25.12.2014) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Пункт 3 данного постановления указывает на то, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов РФ, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

В уведомлении указываются следующие сведения:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, данные документа, удостоверяющего его личность, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Также в постановлении указано, что к уведомлению прилагаются оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии. Уведомление и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, на территории которого лицензиат предполагает осуществлять лицензируемый вид деятельности, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) лицензиату. Лицензирующий орган субъекта РФ переоформляет лицензию в порядке, установленном Федеральным законом № 99-ФЗ и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

Оказание медицинской помощи даже вне медицинской организации, в том числе у пациента на дому, подразумевает в любом случае наличие помещения медицинской организации, необходимого для непосредственной организации такой помощи. Так в Проекте Приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям» (по состоянию на 30.05.2014) выездной службе рекомендуется предусматривать:

  • помещение для работы диспетчера;
  • помещение для организации рабочего места врача и медицинской сестры;
  • помещение для хранения медицинской документации.

Таким образом, желание медицинской организации оказывать медицинскую помощь в другом субъекте РФ, тянет за собой необходимость организации нового места осуществления деятельности (нового адреса) на территории этого субъекта. Порядок подачи уведомления в лицензирующий орган соответствующего субъекта РФ был описан выше. К сожалению, такой порядок предусматривает не только подачу уведомления, но и фактическое переоформление лицензии по основанию «намерение лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии».

Также стоит отметить, что юридически г. Москва и Московская область являются разными субъектами РФ, лицензирование на территории которых проводится различными лицензирующими органами (Департамент здравоохранение г. Москвы и Министерство здравоохранения МО) и сугубо формально намерение медицинской организации, лицензия которой получена в Москве с правом осуществления деятельности на ее территории, осуществлять медицинскую помощь на дому пациентам, проживающим в МО, влечет за собой необходимость организации нового помещения в МО и переоформления лицензии с подачей соответствующих документов в Министерство здравоохранения МО. К сожалению, ситуация оказания медицинской помощи выездными бригадами на территории находящегося в непосредственной близости смежного субъекта РФ, отдельно законодателем не выделяется и каких-либо послаблений закон не дает.

Однако, нам представляется все-таки допустимым разумное расширение границ зоны обслуживания выездной патронажной службы хосписа без прохождения процедуры переоформления лицензии в виду отсутствия критериев, способных снизить качество и безопасность оказываемой паллиативной помощи, в виду общественной необходимости повышения доступности для населения такого вида медицинской помощи. Также считаем целесообразным направить в Министерство здравоохранения МО соответствующее письмо с просьбой рассмотреть дело в индивидуальном формате и выдать разрешение оказывать такую помощь на территории МО (вероятно в рамках ограниченной территории, непосредственно приближенной к Москве).

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
23 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.