13 июня 2018

Изменения правил перевозки наркотических средств и психотропных веществ

Изменения правил перевозки НС и ПВ

Порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (далее – НС и ПВ, Перечень соответственно) установлен Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 449 (далее – Порядок №449).

В числе прочего, Порядок № 449 регулирует правила охраны перевозимых НС и ПВ (например, п. 3 (1) и п. 3 (2) Порядка № 449). С 6 июня 2018 года в части правил охраны перевозимых НС и ПВ вносятся изменения. О них будет рассказано в настоящей заметке.

Какие НС и ПВ подлежат охране при перевозке

Напомним, что при перевозке НС и ПВ охране подлежат:

  • наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список I перечня, а также прекурсоры;
  • наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III перечня, предназначенные для дальнейших производства, изготовления (за исключением изготовления аптечными организациями), переработки и распределения;
  • наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III перечня, реализуемые организациями оптовой торговли НС и ПВ, а также организациям, осуществляющим хранение НС и ПВ, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или для мобилизационных нужд.

Примечание: Порядком № 449 определено, что в иных случаях перевозки наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III перечня, решение о необходимости обеспечения их охраны принимается руководителем юридического лица.

Об изменениях в Порядке № 449

29 мая 2018 года на Официальном портале правовой информации было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2018 № 598. Указанный нормативный правовой акт вносит изменения в п. 3(2) Порядка № 449, который в новой редакции будет звучать так:

Охрана наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим их перевозку, путем привлечения к перевозке в установленном порядке:

  • подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации или организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации;
  • ведомственной охраны федеральных государственных органов и организаций;
  • юридического лица, имеющего лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

В названной выше норме произошло два изменения.

Первое. Ранее норма звучала следующим образом: «Охрана наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим их перевозку, имеющим лицензию на осуществление частной охранной деятельности. В случае ее отсутствия охрана наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется путем привлечения к перевозке в установленном порядке: …», далее в норме также шло перечисление органов и организаций, которых можно было привлекать к перевозке НС и ПВ для осуществления их охраны.

Из сравнения двух редакций (новой и старой) п. 3 (2) Правил № 449 видно, что законодатель исключил возможность самостоятельной охраны НС и ПВ перевозчиком вне зависимости от наличия у перевозчика лицензии на частную охранную деятельность, то есть перевозчик НС и ПВ должен обеспечивать охрану перевозимых НС и ПВ путем привлечения сторонних органов и организаций.

Второе. Перечень органов и организаций, привлекаемых для обеспечения охраны перевозимых НС и ПВ, расширен. Связано это с тем, что ранее для обеспечения охраны НС и ПВ могли привлекаться ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти или организаций, а с 6 июня 2018 года – ведомственная охрана федеральных государственных органов и организаций.

Отметим, что федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание государственной ведомственной охраны определены в Постановлении Правительства РФ от 12.07.2000 № 514 (перечень содержит 13 позиций, среди которых, например, Министерство обороны РФ, Министерство транспорта РФ).

Примечание: федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти (например, Следственный комитет РФ), организации. Данная норма закреплена в ст. 5 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране». Отметим, что в настоящий момент правом на создание ведомственной охраны обладают такие организации и корпорации, как, например, «Росатом», «Ростех», «Роскосмос».

Следственный комитет РФ также имеет право на создание ведомственной охраны, это установлено статьей 37 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

В заключение отметим, что п. 3(2) Правил № 449 дополнен новым абзацем, в котором оговорено, что в случае перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров юридическими лицами с особыми уставными задачами их охрана осуществляется силами и средствами указанных юридических лиц. Стоит указать, что юридическими лицами с особыми уставными задачами считаются предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия (ст. 4 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»), то есть это юридические лица, имеющие право использовать оружие при осуществлении деятельности. Приведем пару примеров. Частные охранные предприятия имеют право на использование оружия согласно Закону РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Организации федеральной почтовой связи также имеют право на использование оружия (ст. 20 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»), а работники ведомственной охраны имеют право на применение оружия согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Но для многих читателей будет интересно и то, что ФГУП «Главный центр специальной связи» также является организацией с особыми уставными задачами согласно п. 1.1 Устава Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи», утвержденного Приказом Россвязи от 29.12.2017 № 294, а, следовательно, и имеет право использования оружия.

Таким образом, законодатель указал, что в случае, когда перевозка НС и ПВ осуществляется юридическим лицом, имеющим право на использование оружия согласно законодательству, то и охрана перевозимых НС и ПВ может быть осуществлена этими юридическими лицами (без привлечения к осуществлению охраны перечисленных выше трех категорий органов и организаций).

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1450 статей.
Комментарии
comments powered by HyperComments