Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
28 декабря 2018

Минздрав России во исполнение решения ФАС разработал первые лицензионные требования к осуществлению медицинской деятельности

3400

Первые лицензионные требования к осуществлению медицинской деятельности

Новый проект приказа Минздрава России «Об установлении требований к работе (услуге) по эпидемиологии» опубликован на портале проектов НПА. В пояснительной записке к проекту указано, что он разработан для актуализации нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы лицензирования в части установления требований к работе (услуге) по эпидемиологии. При этом в самом тексте проекта отсутствуют ссылки на акты, во исполнение которых разработан названный документ.

Напомним, что пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании), определено, что Минздравом России устанавливаются требования к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования.

Исходя из сказанного Факультет Медицинского Права предполагает (учитывая пояснительную записку к проекту), что проект является «первой ласточкой» и связан с борьбой ФАС России за прозрачность лицензионных требованиям к работам и услугам, составляющим медицинскую деятельность.

О чем это мы

Напомним, ФАС России установила, что в нарушение, пункта 3 Положения о лицензировании Минздрав России не разработал требования, необходимые для лицензирования медицинских организаций (о таких требованиях речь идет в пункте 3 названного Положения). В результате отсутствует единая система лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, а органы лицензирования субъектов Российской Федерации и органы надзора по своему усмотрению предъявляют требования к медицинским организациям, что приводит к ограничению конкуренции. По итогам рассмотрения дела ФАСом Минздраву было предписано установить указанные требования по каждой медицинской работе (услуге).

Минздрав же ссылался на то, что существует Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н, устанавливающий требования к организации и выполнению работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность, свою вину не признавал. Однако ФАС апеллировала тем, что упомянутый приказ министерства ничто иное, как расширенный перечень работ и услуг, но никак не требования к их организации. Разбирательства ведомств дошли до суда.

Апелляционный, а позже и Кассационный суд подтвердили выводы ФАС России о том, что неисполнение Минздравом России возложенных на него полномочий привело к ограничению конкуренции. Данная новость также освещалась нами, посмотреть ее можно здесь. А это означает, что на Минздрав России возложена обязанность установить требования к организации и выполнению работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность. По всей видимости, именно поэтому Минздравом и был разработан обсуждаемый проект приказа, так скажем в качестве пробы пера.

Каково же содержание нового проекта

Проектом предлагается утвердить:

  • Нормативы количества должностных ставок специалистов, осуществляющих организацию обеспечения эпидемиологической безопасности в медицинских организациях (определены штатные нормативы стационаров и амбулаторий в зависимости от коечного фонда и посещений в смену соответственно);
  • Права и обязанности главного специалиста эпидемиолога органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;
  • Права и обязанности заместителя главного врача медицинской организации по обеспечению эпидемиологической безопасности;
  • Структура и функции эпидемиологического отдела медицинской организации. Например, определено, что в структуру отдела входят эпидемиологическое отделение (врачи-эпидемиологи и помощники врачей-эпидемиологов медицинской организации) и дезинфекционное отделение (инструкторы-дезинфекторы и дезинфекторы);
  • Права и обязанности врача-эпидемиолога лечебно-профилактической медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в условиях стационара;
  • Права и обязанности врача-эпидемиолога лечебно-профилактической медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
  • Права и обязанности помощника врача-эпидемиолога медицинской организации.

Обращаем внимание, что проектом рассматриваемого приказа предлагается признать утратившими силу приложения 9-10 к Приказу Минздрава РФ от 17.09.1993 № 220 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации»:

  • Рекомендуемые нормы расчета врачей-эпидемиологов и помощников эпидемиолога в лечебно-профилактических учреждениях;
  • Положение о враче-эпидемиологе стационара;
  • Положение о враче-эпидемиологе амбулаторно-поликлинического учреждения;
  • Положение о помощнике эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения.

Комментарии ФМП

Интересно заметить, что требования, содержащиеся в рассматриваемом Проекте приказа Минздрава, некоторыми своими приложениями (в частности приложения 5-7 о правах и обязанностях врача-эпидемиолога и помощника врача-эпидемиолога) скорее напоминают должностную инструкцию с описанием квалификационных требований к сотруднику, занимающему определенную должность, нежели лицензионные требования к медицинской организации, планирующей выполнять услуги, работы по эпидемиологии.

Напомним, что ФАС в своем докладе упоминает: «… Минздрав России не установил, как это предписано пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, требований к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования, то есть лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензий по каждому виду работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в том числе регламентирующих требования к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, медицинским изделиям соискателей, к образованию и стажу руководителей и персонала соискателей, к структуре и штатному расписанию государственных и муниципальных медицинских организаций (пункт 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности)».

В предлагаемом проекте приказа Минздрава России «Об установлении требований к работе (услуге) по эпидемиологии» не отражено требований ни к зданиям и помещениям медицинской организации, ни к медицинским изделиям, ни к стажу персонала, выполняющему работы (услуги) по эпидемиологии. А это означает, что, как и ранее, лицензирующие органы будут применять различные нормативные правовые акты к соискателям лицензий в различных регионах нашей страны.

Пока данные требования первые и находятся на стадии общественного обсуждения, которое продлиться до 3 января 2019 года.

Действительно ли это только первый шаг Минздрава, направленный на установление единых требований для целей лицензирования? Или он ограничится требованиями к услугам по эпидемиологии? Будет ли удовлетворена антимонопольная служба такой работой Минздрава – покажет время. Но на данном этапе сложно констатировать желаемую ФАС плодотворную работу министерства по внедрению единых на всей территории России лицензионных требований.

Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.