Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
14 декабря 2015

Немного о соблюдении «антитабачного» закона в государственных учреждениях здравоохранения Московской области

3596

Немного о соблюдении «антитабачного» закона в государственных учреждениях здравоохранения Московской области«Курение убивает!», «Сигарета – медленная смерть!» – такие надписи раньше можно было встретить в каждой поликлинике на иллюстрированных плакатах. На сегодняшний день мнение общества относительно потребления табака не изменилось.

На международном уровне «21» мая 2003 года в Женеве была заключена «Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака». Для России данная конвенция вступила в силу «01» сентября 2008 года.

На сегодняшний день в Российской Федерации утверждены следующие нормативные правовые акты, направленные на борьбу с табакокурением:

  • Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – ФЗ № 15);
  • Приказ Минздрава России от 30.05.2013 № 338 «О соблюдении норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях» (далее – Приказ № 338);
  • Приказ Минздрава России от 12.05.2014 № 214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» (далее – Приказ № 214н).

Факультет Медицинского Права в своей публикации от 23.12.2014 «Закон о курении в свете медицинской деятельности» уже рассказывал читателям и подписчикам с «01» июня 2013 года курение табака во многих местах, в том числе на территориях и помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, стало запрещено на законодательном уровне. При этом, курение стало запрещено не только на территории самой медицинской организации, но и в специально выделенном на ее территории месте для курения (согласно пункту 2 части 1 статьи 12 ФЗ № 15).

В Приказе № 214н, как это уже ясно из названия, утверждает требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения. Так, знак о запрете курения должен быть размещен у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено, а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.

«06» ноября 2015 года был принят Приказ Минздрава Московской области от 06.11.2015 № 1639 «Об организации работы по соблюдению норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака в государственных учреждениях здравоохранения Московской области» (далее – Приказ Минздрава МО № 1639).

Так, согласно Приказу Минздрава МО № 1639, руководителям государственных учреждений здравоохранения Московской области необходимо:

  • Обеспечить соблюдение норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг.
  • Создать кабинеты медицинской помощи при отказе от курения в структуре поликлиник, Центра (Отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) до «20» декабря 2015 года.
  • Организовать деятельность кабинетов медицинской помощи при отказе от курения в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (с более подробной информацией о требованиях, предъявляемых к организации оказания первичной медико-санитарной помощи можно ознакомиться в другой публикации Факультета Медицинского Права «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»);
  • Обеспечить представление ежемесячной информации о деятельности кабинетов медицинской помощи при отказе от курения в Филиал по медицинской профилактике ГАУЗ МО «Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации» не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Многим государственным учреждениями здравоохранения поручено взять под личный контроль исполнение вышеуказанных требований.

Обращаем внимание на то, что Приказом Минздрава МО № 1639 утверждено Приложение, в соответствии с которым предоставляется информация о деятельности кабинетов медицинской помощи при отказе от курения в государственных учреждениях здравоохранения Московской области, деятельность которых координируется Управлением координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций.

Заметим, что по своему смыслу Приказ Минздрава МО №1639 неразрывно связан со статьей 17 ФЗ № 15. Так, лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

При этом, оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Важно, что медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

Кроме того, лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

Напомним, что за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность (ст. 23 ФЗ № 15).

Административная ответственность за нарушение законодательства о курении в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в РФ предусмотрена за:

  • нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24 КоАП);
  • несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (ст. 6.25 КоАП).

На проведение проверок в части курения табака на территориях и помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг уполномочены должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, т.е. Росздравнадзор и Роспотребнадзор.

Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.