Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
19 января 2015

Ночной побег пациента или пациент-дезертир

4177

Ночной побег пациента или пациент-дезертирФакультет Медицинского Права размещает данную публикацию в ответ на вопрос одного из участников нашей группы касательно законности принудительной выписки пациента из стационара по причине его самовольного ухода на ночь. Информируем читателя, что вопрос состоял также в том, насколько законно со стороны медицинской организации включить в локальные правила ограничение по типу «Больным запрещается покидать отделение после 23.00», а также имеет ли право ходячий больной, находящийся на стационарном лечении, покинуть больницу в ночной период, когда все спят и лечение не производится.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – ФЗ № 323) установлены обязанности пациента соблюдать режим лечения (если он находится на лечении), в том числе определенный на период его временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях (часть 3 статьи 27 ФЗ № 323). Статьей 70 части 2 ФЗ № 323 на лечащего врача возложена обязанность по организации своевременного квалифицированного обследования и лечения пациента.

Правила поведения пациента в медицинском учреждении определяются локальными актами медицинского учреждения, и исходя из их положений можно уже однозначно утверждать, какие факторы поведения пациента считаются нарушением режима лечения и правил внутреннего распорядка такого учреждения (например, запрет покидать медицинское учреждение после 23.00). По крайней мере, установление таких правил не ущемляет права пациента, так как однозначно корреспондирует обязанности пациента соблюдать режим лечения, установленный статьей ФЗ № 323.

На практике суды, рассматривая иски о признании незаконной выписки пациентов из медицинского учреждения, обращаются в первую очередь к локальным актам, регулирующим вопросы внутреннего распорядка медицинского учреждения. Например, согласно приказу Комитета здравоохранения г. Москвы от 05.02.1998 года № 69 «О порядке предоставления временного отпуска больным, находящимся на стационарном лечении в ЛПУ Комитета здравоохранения г. Москвы», временный отпуск больным, находящимся на стационарном лечении, предоставляется лишь в исключительных случаях в дневное время на срок не более 12 часов после рассмотрения письменного заявления больного с обоснованием причин и необходимости отпуска, а также заключения заведующего отделением с медицинским обоснованием возможности предоставления отпуска без нарушения цикла стационарного лечения. Сославшись на нормы данного акта, апелляционным определением Московского городского суда от 20.06.2012 № 11-8638, в удовлетворении иска о признании незаконным действий по выписке из больницы судом было отказано, поскольку пациент, в нарушение предписанного ему лечения, покинул пределы медицинского учреждения в отсутствие заключения заведующего отделением, разрешения лечащего врача и главного врача, более чем на 12 часов, по медицинским показателям угрозы жизни и здоровью ему не имелось.

Однако, стоит отметить, что наряду с обязанностями пациента, статья 19 Федерального закона № 323 закрепляет и его права, одним из которых является конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции РФ).

Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Конституционный суд РФ в своем Определении от 06.06.2002 № 115-О указал, что признание права медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств, при том, что у него имеется возможность оказать соответствующие услуги, не только приводило бы к неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и означало бы чрезмерное ограничение (умаление) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости, и, следовательно, нарушало бы предписания статей 34, 35 и 55 (часть 3) Конституции РФ.

Толкуя понятие «невозможность» оказания медицинской услуги следует использовать следующие критерии: невозможность обеспечить безопасность и качество услуги, наличие медицинских противопоказаний и иная явная техническая и организационная невозможность оказать услугу. То есть законными основаниями для отказа пациенту в лечении являются только медицинские основания, но никоим образом не иные.

В рассматриваемом случае, пациенту было назначено лечение в стационарных условиях, а при его нахождении за пределами медицинского учреждения, врач не имеет возможности обеспечить качественное и безопасное лечение пациента. Врач несет ответственность за лечение пациента, а его нахождение вне стационара может явиться причиной простуды, осложнений, пр. Исходя из этого, медицинское учреждение, вероятнее всего, сможет грамотно обосновать выписку такого «пациента-дезертира» из стационара. Но в любом случае, каждый случай должен рассматриваться и расцениваться индивидуально.

Таким образом, при определении законности действий медицинского учреждения при выписке пациента, необходимо учитывать правила внутреннего распорядка медицинской организации, действующие на её территории, а также обоснование для принудительной выписки, которое должно отвечать позиции Конституционного суда РФ (Определение КС от 06.06.2002 № 115-О).

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.