Медицинские кадры

О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам при переезде для работы в сельскую местность

Автор:
  • 3119
  • 0

Факультет Медицинского Права вновь возвращается к обсуждению вопроса гарантий и компенсаций, предоставляемых государством медицинским работникам. Как известно, медицинским работникам при переезде в сельскую местность предоставляется единовременная компенсационная выплата. Сегодня мы расскажем о порядке предоставления данной компенсации в рамках изменений на 2016 год.

О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам при переезде для работы в сельскую местность

О единовременной компенсационной выплате

Итак, согласно части 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326) единовременная компенсационная выплата медицинским работникам предоставляется медицинским работникам, соответствующим определенным критериям, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского тира или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта.

Следует знать, что размер единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам составляет 1 000 000 рублей.

Финансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда ОМС из бюджета Федерального фонда ОМС в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 365-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год», и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Заметим, что в соответствии с пунктом 37.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ единовременная компенсационная выплата не подлежит налогообложению.

Целью таковой выплаты является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты и компенсация связанных с переездом и обустройством затрат, а также неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

При этом, законодатель вовсе не ограничивает медицинских работников, прибывших на работу в сельский населенный пункт в том, на что будет израсходована предоставляемая сумма.

Медицинский работник же, в свою очередь, при получении единовременной компенсационной выплаты, должен отработать определенный период времени в медицинской организации сельского населенного пункта того субъекта Российской Федерации, с которым заключен указанный договор. Как правило, такой срок составляет 5 лет.

Следует отметить, что ФЗ № 326 не дает каких-либо пояснений относительно того, какой именно населенный пункт может считаться сельским.

Подобное разъяснение содержится в Письме ФФОМС от 05.02.2013 № 801/21-и «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат в 2013 году» (далее – Письмо ФФОМС № 801/21-и). По вопросу отнесения населенных пунктов к сельским населенным пунктам и рабочим поселкам необходимо руководствоваться частью 1.1 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131). Так как Письмо ФФОМС № 801/21-и ссылается на старую редакцию ФЗ № 131 мы приведем действующее на сегодняшний день положение ФЗ № 131 по данному вопросу.

Так, согласно части 1.1 статьи 10 ФЗ № 131 наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.

Критерии предоставления единовременной компенсационной выплаты

Стоит отметить, что критерии, которые предъявляются к медицинским работникам, претендующим на единовременную компенсационную выплату, меняются из года в год.

Критерии предоставления единовременной компенсационной выплаты

Так в 2016 году единовременная компенсационная выплата будет выплачиваться только тем медицинским работникам, которые соответствуют следующим критериям в совокупности:

  • возраст – до 50 лет (к слову, в 2012-2014 г.г. ограничение по возрасту составляло – до 35 лет, в 2015 году – 45 лет);
  • наличие высшего образования;
  • прибытие на работу в сельский населенный пункт в 2016 году;
  • наличие заключенного договора с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

На практике органы, которым предоставляется подобный пакет документов, требуют от медицинского работника еще и трудовой договор между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения.

О письмах ФФОМС и Минздрава России по порядку предоставления единовременной компенсационной выплаты

К слову, о данном условии говорят ФФОМС и Минздрав России в Письме ФФОМС от 08.07.2013 № 5124/80-1/и «О судебной практике по рассмотрению споров о выплате единовременной компенсации медицинским работникам, переехавшим на работу в сельский населенный пункт» (Письмо ФФОМС № 5124/80-1/и) и Письме Минздрава России от 10.08.2012 № 11-11/3089 «По вопросу осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам» (Письмо Минздрава № 11-11/3089).

О письмах ФФОМС и Минздрава России по порядку предоставления единовременной компенсационной выплаты

Однако стоит помнить, что письма ФФОМС, Минздрава России и др. органов власти не обладают признаками нормативности и могут лишь носить разъясняющий и рекомендательный характер.

Издание подобных разъяснительных писем соответствующими уполномоченными органами говорит о том, что единого порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты на сегодняшний день нет.

Об актах субъектов РФ по вопросу предоставления единовременной компенсационной выплаты

В отсутствии правового регулирования (порядка) предоставления единовременной компенсационной выплаты ФФОМС и Минздрав России предоставляет уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ решать данный вопрос самостоятельно, о чем обозначено, например, в письме ФФОМС № 801/21-и, согласно которому в ФФОМС указанными органами должны быть представлены нормативные правовые акты, предусматривающие меры социальной поддержки медицинских работников, а также порядок заключения договора медицинского работника с уполномоченным органом исполнительной власти.

Об актах субъектов РФ по вопросу предоставления единовременной компенсационной выплаты

Так, Порядок заключения с медицинским работником договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в 2016 году в Московской области, утвержден Постановлением Правительства Московской области от 26.05.2016 № 401/17 (далее – Порядок по МО).

Условия договора о предоставлении единовременному компенсационной выплаты на примере Московской области

В соответствии с данным Порядком по МО договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты должен предусматривать:

  • обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Московской области, расположенным в сельском населенном пункте либо рабочем поселке Московской области, либо поселке городского типа Московской области (далее - учреждение здравоохранения);
  • порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение тридцати дней со дня заключения договора с Министерством здравоохранения Московской области (далее – Министерство);
  • обязанность медицинского работника возвратить в бюджет Московской области часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора, заключенного медицинским работником с учреждением здравоохранения, до истечения пятилетнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду;
  • ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты;
  • положение о согласии медицинского работника на обработку его персональных данных.
Условия договора о предоставлении единовременному компенсационной выплаты на примере Московской области

Порядок по МО поясняет, что договор с медицинским работником заключается Министерством после заключения медицинским работником трудового договора с учреждением здравоохранения.

При этом, учреждение здравоохранения, заключившее трудовой договор с медицинским работником:

  • проверяет наличие и достоверность представленных медицинским работником документов;
  • в течение трех рабочих дней со дня заключения трудового договора с медицинским работником представляет в Министерство заявление медицинского работника о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Также, в Порядке по МО отмечено, что единовременная компенсационная выплата устанавливается и выплачивается медицинским работникам только по основному месту работы.

О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам при переезде для работы в сельскую местность
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию о работе медицинских организаций.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Министерство в течение 10 рабочих дней со дня получения документов осуществляет их рассмотрение, подготавливает и заключает договор с медицинским работником.

Однако стоит знать и о том, почему медицинскому работнику может быть отказано в выплате единовременной компенсации.

В пункте 7 Порядка по МО сказано, что Министерство отказывает в заключении договора в случаях:

  • обращения с заявлением лица, у которого отсутствует право на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с частью 12.1 статьи 51 ФЗ № 326;
  • непредставления всех необходимых документов.

О судебной практике по основанию отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты

Помимо данных причин, наиболее распространенной причиной отказа медицинским работникам в предоставлении единовременной компенсации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является факт расторжения трудового договора медицинским работником и последующего повторного заключения им трудового договора с одной и той же медицинской организацией.

О судебной практике по основанию отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты

Законность подобного основания для отказа в предоставлении единовременной компенсации закреплена также в решениях отдельных судов (решение Александровского районного суда Ставропольского края от 12.04.2013 по делу № 2-167/2013; решение Верещагинского районного суда Пермского края от 31.05.2013 по делу № 2-310-13).

Иные гарантии, предоставляемые медицинским работникам в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ

Факультет Медицинского Права напоминает читателям, что согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) установлено, что медицинские работники имеют право на основные гарантии, в том числе на:

Иные гарантии, предоставляемые медицинским работникам в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ
  • создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
  • прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и сроки, установленные Приказом Минздрава России от 23.04.2013 № 240н, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
  • стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
  • создание профессиональных некоммерческих организаций;
  • страхование риска своей профессиональной ответственности.
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
23 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии
comments powered by HyperComments