logo
 
logo
15 марта 2017

О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам при переезде для работы в сельскую местность

logo
Автор:
  • 5008
  • 0

Факультет Медицинского Права вновь возвращается к обсуждению вопроса гарантий и компенсаций, предоставляемых государством медицинским работникам. Как известно, медицинским работникам при переезде в сельскую местность предоставляется единовременная компенсационная выплата. Сегодня мы расскажем о порядке предоставления данной компенсации в рамках изменений на 2017 год.

О единовременной компенсационной выплате

О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам при переезде для работы в сельскую местностьИтак, согласно части 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326) единовременная компенсационная выплата медицинским работникам предоставляется медицинским работникам, соответствующим определенным критериям, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского тира или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта.

Следует знать, что размер единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам составляет 1 000 000 рублей.

Финансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда ОМС из бюджета Федерального фонда ОМС в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Заметим, что в соответствии с пунктом 37.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ единовременная компенсационная выплата не подлежит налогообложению.

Целью таковой выплаты является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты и компенсация связанных с переездом и обустройством затрат, а также неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

При этом, законодатель вовсе не ограничивает медицинских работников, прибывших на работу в сельский населенный пункт в том, на что будет израсходована предоставляемая сумма.

Медицинский работник же, в свою очередь, при получении единовременной компенсационной выплаты, должен отработать определенный период времени в медицинской организации сельского населенного пункта того субъекта Российской Федерации, с которым заключен указанный договор. Как правило, такой срок составляет 5 лет.

Следует отметить, что ФЗ № 326 не дает каких-либо пояснений относительно того, какой именно населенный пункт может считаться сельским.

Подобное разъяснение содержится в Письме ФФОМС от 05.02.2013 № 801/21-и «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат в 2013 году» (далее – Письмо ФФОМС № 801/21-и). По вопросу отнесения населенных пунктов к сельским населенным пунктам и рабочим поселкам необходимо руководствоваться частью 1.1 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131). Так как Письмо ФФОМС № 801/21-и ссылается на старую редакцию ФЗ № 131 мы приведем действующее на сегодняшний день положение ФЗ № 131 по данному вопросу.

Так, согласно части 1.1 статьи 10 ФЗ № 131 наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.

Критерии предоставления единовременной компенсационной выплаты

Критерии предоставления единовременной компенсационной выплатыСтоит отметить, что критерии, которые предъявляются к медицинским работникам, претендующим на единовременную компенсационную выплату, меняются из года в год.

Так в 2017 году единовременная компенсационная выплата будет выплачиваться только тем медицинским работникам, которые соответствуют следующим критериям в совокупности:

  • возраст – до 50 лет (к слову, в 2012-2014 г.г. ограничение по возрасту составляло – до 35 лет, в 2015 году – 45 лет);
  • наличие высшего образования;
  • прибытие на работу в сельский населенный пункт в 2016 и 2017 годах;
  • наличие заключенного договора с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

На практике органы, которым предоставляется подобный пакет документов, требуют от медицинского работника еще и трудовой договор между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения.

О письмах ФФОМС и Минздрава России по порядку предоставления единовременной компенсационной выплаты

О письмах ФФОМС и Минздрава России по порядку предоставления единовременной компенсационной выплатыК слову, о данном условии говорят ФФОМС и Минздрав России в Письме ФФОМС от 08.07.2013 № 5124/80-1/и «О судебной практике по рассмотрению споров о выплате единовременной компенсации медицинским работникам, переехавшим на работу в сельский населенный пункт» (Письмо ФФОМС № 5124/80-1/и) и Письме Минздрава России от 10.08.2012 № 11-11/3089 «По вопросу осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам» (Письмо Минздрава № 11-11/3089).

Однако стоит помнить, что письма ФФОМС, Минздрава России и др. органов власти не обладают признаками нормативности и могут лишь носить разъясняющий и рекомендательный характер.

Издание подобных разъяснительных писем соответствующими уполномоченными органами говорит о том, что единого порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты на сегодняшний день нет.

Об актах субъектов РФ по вопросу предоставления единовременной компенсационной выплаты

Об актах субъектов РФ по вопросу предоставления единовременной компенсационной выплатыВ отсутствии правового регулирования (порядка) предоставления единовременной компенсационной выплаты ФФОМС и Минздрав России предоставляет уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ решать данный вопрос самостоятельно, о чем обозначено, например, в письме ФФОМС № 801/21-и, согласно которому в ФФОМС указанными органами должны быть представлены нормативные правовые акты, предусматривающие меры социальной поддержки медицинских работников, а также порядок заключения договора медицинского работника с уполномоченным органом исполнительной власти.

Так, Порядок заключения с медицинским работником договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в 2017 году в Московской области, утвержден Постановлением Правительства Московской области от 14.03.2017 № 145/8 (далее – Порядок по МО).

Условия договора о предоставлении единовременному компенсационной выплаты на примере Московской области

Условия договора о предоставлении единовременному компенсационной выплаты на примере Московской областиВ соответствии с данным Порядком по МО договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты должен предусматривать:

  • обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Московской области, расположенным в сельском населенном пункте либо рабочем поселке Московской области, либо поселке городского типа Московской области (далее - учреждение здравоохранения);
  • порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение тридцати рабочих дней дней со дня заключения договора с Министерством здравоохранения Московской области (далее – Министерство);
  • обязанность медицинского работника возвратить в бюджет Московской области часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора, заключенного медицинским работником с учреждением здравоохранения, до истечения пятилетнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду;
  • ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты;
  • положение о согласии медицинского работника на обработку его персональных данных.

Порядок по МО поясняет, что договор с медицинским работником заключается Министерством после заключения медицинским работником трудового договора с учреждением здравоохранения.

При этом, учреждение здравоохранения, заключившее трудовой договор с медицинским работником:

  • проверяет наличие и достоверность представленных медицинским работником документов;
  • представляет в Министерство заявление медицинского работника о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (обращаем внимание, что не установлен срок предоставления в Министерство подобного заявления. Отметим, что ранее учреждение здравоохранения должно было направить заявление в Министерство в течение трех рабочих дней со дня заключения трудового договора с медицинским работником).

Также, в Порядке по МО отмечено, что единовременная компенсационная выплата устанавливается и выплачивается медицинским работникам только по основному месту работы.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Министерство в течение 10 рабочих дней со дня получения документов осуществляет их рассмотрение, подготавливает и заключает договор с медицинским работником.

Однако стоит знать и о том, почему медицинскому работнику может быть отказано в выплате единовременной компенсации.

В пункте 7 Порядка по МО сказано, что Министерство отказывает в заключении договора в случаях:

  • обращения с заявлением лица, у которого отсутствует право на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с частью 12.1 статьи 51 ФЗ № 326;
  • непредставления всех необходимых документов.

О судебной практике по основанию отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты

О судебной практике по основанию отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплатыПомимо данных причин, наиболее распространенной причиной отказа медицинским работникам в предоставлении единовременной компенсации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является факт расторжения трудового договора медицинским работником и последующего повторного заключения им трудового договора с одной и той же медицинской организацией.

Законность подобного основания для отказа в предоставлении единовременной компенсации закреплена также в решениях отдельных судов (решение Александровского районного суда Ставропольского края от 12.04.2013 по делу № 2-167/2013; решение Верещагинского районного суда Пермского края от 31.05.2013 по делу № 2-310-13).

Иные гарантии, предоставляемые медицинским работникам в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ

Иные гарантии, предоставляемые медицинским работникам в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗФакультет Медицинского Права напоминает читателям, что согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) установлено, что медицинские работники имеют право на основные гарантии, в том числе на:

  • создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
  • прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и сроки, установленные Приказом Минздрава России от 23.04.2013 № 240н, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
  • стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
  • создание профессиональных некоммерческих организаций;
  • страхование риска своей профессиональной ответственности.
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии