Лицензирование и эксплуатация

О доступности медицинских организаций для инвалидов

Автор:
  • 3404
  • 0

Одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи. Это значит, что каждый человек имеет право на получение не только качественной медицинской помощи, но и также на получение медицинской помощи в доступном для него формате. Однако, что легко и доступно для одного, может стать проблематичным и невозможным для другого, в особенности для маломобильных групп населения. Настоящая статья Факультета Медицинского Права посвящается вопросу доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, к которой, в частности, относится инфраструктура систем здравоохранения, а также предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья (медицинских услуг).

О доступности медицинских организаций для инвалидов

Условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) обеспечение транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения является одним из критериев качественной и доступной медицинской помощи.

Условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры

Условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам обеспечиваются инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организациями независимо от их организационно - правовых форм (согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 181).

Заметим, что данное положение будет применяться в том виде, в котором оно есть сейчас с «01» июля 2016 года на основании изменений, внесенных в ФЗ № 181 Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ, исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Кроме того, следует знать, что в том случае, если объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (статья 15 ФЗ № 181).

Новый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры

«01» января 2016 года вступил в силу Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный Приказом Минздрава России от 12.11.2015 № 802н (далее – Порядок).

Новый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры

Объекты инфраструктуры государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения

Под объектами инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения согласно данному Порядку понимаются помещения, здания и иные сооружения, используемые для предоставления услуг инвалидам в сфере охраны здоровья органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, предоставляющими независимо от организационно-правовых форм услуги в сфере охраны здоровья в рамках осуществления деятельности и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг (использованию объектов) наравне с другими лицами (пункт 2 Порядка).

Данное определение не представляется возможным трактовать однозначно. Из определения объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения абсолютно не ясно являются ли таковые объекты объектами, которые используются для оказания услуг исключительно инвалидам или же используются для оказания услуг инвалидам, в частности.

Однако, если ориентироваться на статью 3 Закона г. Москвы от 17.01.2001 № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» предполагаем, что законодатель все-таки имеет ввиду все объекты инфраструктуры в целом, как то: жилые здания, объекты образовательных организаций, объекты медицинских организаций, тротуары, парки, пляжи, станции и остановки транспорта и т.д.).

Обязанности, вытекающие из Порядка

Порядок возлагает обязанности по инструктированию и обучению специалистов в сфере охраны здоровья, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности на руководителей органов и организаций в сфере охраны здоровья, предоставляющих услуги (пункт 3 Порядка).

Обязанности, вытекающие из Порядка

Органы и организации в сфере охраны здоровья

Напомним, что в соответствии со статьей 29 ФЗ № 323 к государственной системе здравоохранения относятся:

  • Минздрав России и его территориальные органы;
  • Департаменты здравоохранения субъектов РФ, Минздравы субъектов;
  • подведомственные Минздраву России и Департаментам здравоохранения субъектов РФ медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

  • органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;
  • подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Что касается частной системы здравоохранения, то ее составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Условия доступности услуг

В соответствии с данным Порядком органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски:

Условия доступности услуг
  • условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам;
  • возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;
  • возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги;
  • сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;
  • надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  • оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
  • при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

Дополнительные условия доступности услуг

При этом, кроме выше отмеченных условий доступности услуг, органами и организациями, предоставляющими услуги, обеспечиваются:

Дополнительные условия доступности услуг
  • размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий;
  • оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;
  • оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с порядками оказания медицинской помощи в зависимости от вида, профиля медицинской помощи, заболеваний или состояний.

Меры по обеспечению условий доступности услуг

С «01» января 2016 года органами и организациями, предоставляющими услуги должны начать осуществляться меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, а также по обеспечению закупки транспортных средств для обслуживания инвалидов с соблюдением условий их доступности, установленных статьей 15 ФЗ № 181, Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Меры по обеспечению условий доступности услуг

Как уже говорилось несколько выше, положение, предусмотренное частью 1 статьи 15 ФЗ № 181 об условиях инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, будет применяться с «01» июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Обязанности собственников объектов

Собственники объектов, где инвалидам предоставляются услуги, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме (пункт 7 Порядка).

Обязанности собственников объектов

Подобная норма закреплена и в статье 15 ФЗ № 181. Следует отметить, что факт невозможности полностью приспособить такие объекты к потребностям инвалидов подтвердить только согласием общественного объединения инвалидов недостаточно. По мнению Милушина М.И. (руководителя юридической компании «Юнико – 94») доказательством тому может являться либо заключение районного (городского) архитектора, либо выкопировка из генерального плана и т.д.1

При этом собственники объектов (например, аптечных учреждений), вне зависимости от наличия права собственности на здания обязаны обеспечить доступ в них для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Так в абзаце 2 пункта 7 Порядка закреплено, что органы и организации, предоставляющие услуги, на арендуемых объектах, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают меры по дополнению соглашений с арендодателями либо по включению в договоры аренды условий об исполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и услуг.

Данное положение еще больше вводит в заблуждение арендодателей помещений, поскольку не совсем понятно, зачем вносить такое условие в договор аренды, если площади все равно невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов.

Судебная практика. Мнение Конституционного суда РФ

Конституционный суд РФ в своем Определении от 13.05.2010 № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разъяснил, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. При этом Суд указал, что применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Судебная практика

Мнение арбитражных судов

Однако арбитражные суды, рассматривая такого рода дела, акцентируют внимание на том, что КС РФ не указал, что данная обязанность возлагается исключительно только на собственников зданий, применив словосочетание «в частности, на собственников».

Исходя из этого, например, Пятый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 02.06.2012 № 05АП-4693/2012 сделал следующий вывод: «Как следует из разъяснений, данных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности как на собственников зданий и сооружений, так и на лиц, владеющих зданием (помещением) на иных законных основаниях, в том числе и на основании договора аренды. Таким образом, собственники аптечных учреждений, вне зависимости от наличия права собственности на здания обязаны обеспечить доступ в них для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.».

Многие другие судебные решения также выносятся не в пользу арендаторов зданий или помещений в них. Например, Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 30.10.2012 по делу № А43-14746/2012 указал, что отсутствие в договоре пользования зданием соответствующих указаний на право самостоятельного создания условий для инвалидов не освобождает арендатора от выполнения публичной обязанности, поскольку выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям, находится в пределах компетенции и возможностей арендатора, следовательно, в случае заключения договора аренды с собственником здания на неподходящих условиях заявитель не вправе ссылаться на них.

О доступности медицинских организаций для инвалидов
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию о работе медицинских организаций.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Паспорт условий доступности для инвалида объекта и предоставляемых на нем услуг

Важно, что в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг проводится обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг.

Паспорт условий доступности для инвалида объекта и предоставляемых на нем услуг

Паспорт должен содержать следующие разделы:

  • краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
  • оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 14 Порядка (на основании Постановления Правительства РФ от 17.06.2015 № 599);
  • оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 Порядка (доступные входные двери, адаптированные лифты, пандусы и т.д.);
  • предлагаемые решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Локальная паспортизация

Приказами органами и организаций, предоставляющих услуги, для проведения оборудования и паспортизации утверждаются составы комиссий по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг и планы-графики обследования и паспортизации.

Локальная паспортизация

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий осуществляется в соответствии с положениями о комиссиях, утвержденными приказами органов и организаций, предоставляющих услуги.

Ответственность за нарушение требования доступности услуг

Напоминаем, что согласно статье 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 рублей.

Вполне очевидно, что указанные штрафы за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур совсем небольшие и вряд ли на практике будут способствовать реализации намеченного законодателем плана.

Кто возбуждает такие дела?

Согласно пункту 17 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ подобные дела возбуждаются должностными лицами органов социальной защиты.

Кто возбуждает такие дела?

Согласно положениям статьи 72 части 1 пункте «ж» Конституции РФ, статей 4 и 5 ФЗ № 181 социальная защита населения, в том числе и социальная защита инвалидов, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Однако, на законодательном уровне четко не регламентировано какие федеральные органы и органы власти субъектов РФ осуществляют государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области защиты прав инвалидов, в том числе это касается и надзора за соблюдением требования об обеспечении транспортной доступности указанной категории лиц. В итоге, некоторые субъекты РФ самостоятельно принимают свои нормативные правовые акты в этой области. Так, например, Постановлением Правительства Свердловской области от 19.01.2009 № 11-ПП утвержден перечень должностных лиц органов социальной защиты Свердловской области, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 КоАП РФ, к которым отнесены следующие лица:

  • Должностные лица Министерства социальной защиты населения Свердловской области;
  • Должностные лица территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Также на практике, проверку соблюдения законодательства в области соблюдения требований об обеспечении транспортной доступностью инвалидов занимается прокуратура, которая в последующем и выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса РФ об АП.

Кто рассматривает такие дела?

Дела, связанные с уклонением от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (статья 9.13 КоАП РФ), рассматривают мировые судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ во взаимосвязи с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Кто рассматривает такие дела?

Факультет Медицинского Права очень надеется, что инфраструктура системы здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, как и вся социальная инфраструктура в целом действительно станут доступны для маломобильных групп граждан и что данный Порядок будет существовать не только на бумаге, но и окажется претворенным в жизнь.

Также, сообщаем, что Факультет Медицинского Права подготовил запрос в Минздрав России с целью выяснить о каких же именно объектах инфраструктуры законодатель всё-таки ведет речь, какие именно медицинские организации имеются ввиду: все или исключительно те, что оказывают медицинскую помощь именно инвалидам.

Как мы и ожидали, в ответе на наше обращение Минздрав РФ подтвердил точку зрения, согласно которой к указанным объектам инфрастуктуры отсносятся все медицинские организации. С полным ответом ведомства Вы можете ознакомиться по данной ссылке.

  1. Рубрика «Вопрос – ответ» в СПС «Консультант плюс». Вопрос: В соответствии с нормами СНиП 35-01-2001 установить пандус и поручни при входе в помещение аптеки технически невозможно. Скажите, достаточно ли иметь договора с общественными организациями инвалидов нашего района в городе о предоставлении услуг по обеспечению аптечными товарами или необходимо дополнительно иметь заключение архитектора? (Консультация эксперта, 2012))

    Рубрика «Вопрос – ответ» в СПС «Консультант плюс». Вопрос: Мы хотим открывать аптечный пункт. Вместо стационарного пандуса хотим установить кнопку вызова работника аптеки для обслуживания инвалида и будет приобретен переносной пандус, будет установлен знак инвалида. Может ли после этого прокуратура наложить на нас штраф? (Консультация эксперта, 2015))
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
23 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии
comments powered by HyperComments