Правила оказания медицинских услуг

Государственная дума приняла законопроект, позволяющий прокурорам обращаться в суд с исками о недобровольной госпитализации некоторых категорий граждан

Автор:
  • 2504
  • 0
Государственная дума приняла законопроект, позволяющий прокурорам обращаться в суд с исками о недобровольной госпитализации некоторых категорий граждан

Последние несколько дней «рунет» сотрясается статьями с такими устрашающими заголовками, как «Прокурор сможет отправлять на принудительное лечение в психбольницу»1, «Прокуроры смогут отправлять россиян в психбольницы через суд»2 и т.п.

Подобными формулировками некоторые СМИ охарактеризовали Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Проект), которым предложено наделить прокуроров полномочиями по обращению в суд с исками о недобровольной госпитализации граждан в два типа медицинских организаций: медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь и противотуберкулезные медицинские организации.

Отметим, что названный Проект уже прошел третье (финальное) чтение в Государственной думе и 3 июля 2018 года был направлен на одобрение в Совет Федерации.

Ниже, в настоящей статье, Факультет Медицинского Права исследовал текст предложенных Проектом поправок и сделал свои выводы относительно того, настолько ли страшен черт как его малюют.

Непосредственно о содержании поправок, предлагаемых Проектом

Сообщаем, что первоначальный текст Проекта, представленный на рассмотрение в первом чтении в Государственную думу, предусматривал внесение всего трех следующих поправок в Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ):

  1. Предложено установить, что прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу не только в случаях, предусмотренных КАС РФ, но и в случаях, предусмотренных иными федеральными законами (ч. 7 ст. 39 КАС РФ);
  2. Предложено предоставить прокурору (наряду с представителем медицинской организации в которую помещен гражданин) право на подачу административного искового заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке* или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством (ч. 1 ст. 275 КАС РФ);
  3. Предложено предоставить прокурору (наряду с руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением) право на подачу административного искового заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 2 ст. 281 КАС РФ).

*Примечание: обращаем внимание, что в данном случае речь идет о судебном разрешении вопроса о госпитализации в психиатрический стационар именно в недобровольном порядке, а не в принудительном порядке (это два отдельных разных порядка с разными основаниями применения).

Напомним, что согласно ст. 33 и 29 Закона № 3185-1 решение о недобровольной госпитализации принимается судом в отношении лица, страдающего психическим расстройством, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

  • его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
  • его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
  • существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Принудительные же меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, применяются по решению суда к таким лицам, если они совершили преступление (подобные принудительные меры применяются по основаниям и в порядке, установленным Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ) (ч. 1 ст. 13 Закона № 3185-1)

Отметим, что в окончательной редакции Проекта, которая была принята в рамках третьего чтения Государственной думой, названные выше поправки были сохранены. При этом, Проект был дополнен рядом других изменений (и не только в КАС), в числе которых:

  • в части недобровольной госпитализации в психиатрический стационар:
    • для соответствия новым нормам КАС РФ, которые устанавливают возможность для прокурора подавать административные иски о недобровольной госпитализации лица в психиатрический стационар/о продлении срока такой госпитализации, изменения было предложено внести и в Закон № 3185-1, а именно:
      • в ч. 2 ст. 33 Закон № 3185-1 установить, что заявление о госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд представителем медицинской организации, в которой находится лицо, либо прокурором;
      • в ч. 3 ст. 36 Закона № 3185-1 указать, что по истечении 6 месяцев с момента госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости продления такой госпитализации направляется медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, либо прокурором в суд по месту нахождения указанной медицинской организации.
    • к числу лиц, которые управомочены подписывать административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке/о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством, предлагается отнести прокурора (наряду с руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях и его заместителями, которые вправе подписывать такие иски в настоящее время) (ч. 3 ст. 275 КАС РФ);
    • предложено ввести новую норму о том, что в случае, если административное дело о госпитализации гражданина в психиатрический стационар в недобровольном порядке/о продлении срока госпитализации возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу (ч. 5 ст. 277 КАС РФ).
  • в части недобровольной госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию:
    • норму о том, что заявление о госпитализации лица в противотуберкулезную медицинскую организацию в недобровольном порядке подается в суд либо руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, либо прокурором предложено включить так же в ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 77-ФЗ).

О пояснительной записке законодателя к Проекту с изменениями

Конечно же наибольшее количество вопросов и опасений в профессиональном сообществе вызвали положения Проекта, которыми предлагается предоставить прокурору возможность инициировать в суде дела о недобровольной госпитализации граждан в психиатрические стационары/продлении сроков госпитализации, поскольку в указанной сфере дополнительные возможности для принудительной госпитализации — это всегда риск злоупотреблений против пациентов3.

В то же время, интересным является то, что в пояснительной записке к Проекту наибольшее внимание законодателем уделено проблеме обоснования необходимости введения права прокурора обращаться с иском о недобровольной госпитализации в противотуберкулезную медицинскую организацию (осуществляется в отношении граждан, болеющих заразными формами туберкулеза).

Так, законодатель пояснил, что, несмотря на то, что из буквального толкования нормы ч. 2 ст. 281 КАС РФ следует, что правом на обращение в суд с указанным исковым заявлением обладает только руководитель медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением, в настоящее время сложилась такая практика, что руководство медицинских организаций для подачи подобных исков обращается к прокурору (в т.ч. и потому, что КАС РФ требует наличия высшего юридического образования для представления стороны в рамках административного процесса, а большая часть медицинских организаций не имеют в штате собственного юриста и, соответственно, лишены полномочий по ведению административного дела в суде), а суды, в большей части, такие требования рассматривают и удовлетворяют.

Далее законодатель фактически лишь одним предложением «между прочим» указал на то, что нормы КАС, регулирующие порядок обращения в суд с административным иском о недобровольной госпитализации гражданина в психиатрический стационар аналогичны нормам о госпитализации в противотуберкулезные учреждения (согласно ч. 1 ст. 275 КАС РФ в настоящее время с подобным иском в суд может обратиться лишь представитель медицинской организации, в которую помещен гражданин).

Предполагаем, что законодатель осведомлен о том, что аналогичным образом обстоит ситуация и с практической подачей подобных исков о недобровольной психиатрической госпитализации – так же, как и иски о госпитализации в противотуберкулезные медицинские организации, иски о недобровольной госпитализации в психиатрические стационары, зачастую, в настоящее время, подаются именно прокурорами, к которым с такой «просьбой» обращаются медицинские организации (вопреки ч. 1 ст. 275 КАС РФ) и так же, зачастую рассматриваются и удовлетворяются судами (хотя, неясно тогда почему сведения на этот счет не приведены в пояснительной записке).

Затем, в качестве вывода, в пояснительной записке сообщается, что с учетом изложенного и в целях формирования единообразной правоприменительной практики и предлагается внести изменения в ст. 275 и 281 КАС РФ – закрепить легально права прокурора на обращение в суд с административными исковыми заявлениями о принудительной госпитализации в противотуберкулезные медицинские организации и психиатрические стационары (полагаем, что, в любом случае, это несколько странный способ решения проблемы отсутствия у медицинских организаций представителей с юридическим образованием).

А завершает свою пояснительную запись законодатель мыслью о том, что внесение обозначенных изменений позволит повысить уровень правовой защищенности граждан.

Комментарии Факультет Медицинского Права

С одной стороны, казалось бы, все действительно просто – предлагается легализовать и так сложившуюся на сегодняшний день практику по обращению прокуроров с обозначенными исками о недобровольной госпитализации, а, следовательно, по существу ничего и не изменится. Отметим, что такой позиции придерживаются и некоторые представители юридического сообщества, которые находят идею инициаторов Проекта разумной, логичной. Они полагают, что правоприменительная практика в результате принятия указанных поправок в корне не изменится, поскольку суды и в настоящее время удовлетворяют иски о недобровольной госпитализации4.

Полагаем, что в случае с правом обращения прокурора в суд по вопросу о недобровольной госпитализации в противотуберкулезные медицинские организации все так и есть и вступление в силу рассматриваемых изменений не приведет к увеличению каких-либо социальных или правовых рисков для граждан. Тем более, что из ряда прочих действующих норм КАС РФ и ФЗ № 77-ФЗ следует, что прокурор не может обратиться в суд с таким иском, если у него отсутствует ряд необходимых медицинских документов, подтверждающих необходимость госпитализации. Так, например, согласно п. 2 ч. 4 ст. 281 КАС РФ одним из документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к административному исковому заявлению о госпитализации в противотуберкулезную медицинскую организацию в недобровольном порядке является заключение комиссии врачей противотуберкулезной медицинской организации с указанием диагноза, тяжести заболевания, обязательности диспансерного наблюдения, а также иные материалы, подтверждающие необходимость госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке. Т.е. фактически обращение прокурора в суд может быть возможным только после получения им соответствующей санкции от врачей.

Забегая вперед сразу же отметим, что, формально, исходя из положений КАС РФ и Закона № 3185-1, в ситуации с подачей прокурором иска о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар/продлении срока госпитализации прокурор так же не может быть инициатором подобных требований лишь по своему собственному усмотрению, без наличия соответствующего заключения, составленного компетентными медицинскими работниками (вопреки обратным выводам ряда СМИ).

Указанный вывод основан на следующих нормах:

  • из ч. 2 ст. 20 Закона № 3185-1 следует, что дача заключения для рассмотрения вопроса об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке является исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров;
  • согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 3185-1 к исковому заявлению, в котором должны быть указаны предусмотренные законом основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, прилагается в обязательном порядке мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости дальнейшего пребывания лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.
  • необходимость прикладывать к иску названное мотивированное заключение, которое надлежащим образом оформлено комиссией врачей-психиатров (с указанием диагноза, тяжести психического расстройства и критериев его определения, описанием общего состояния гражданина и его поведения и иные материалы, с учетом которых принято решение о помещении гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке) установлена так же в п. 1 ч. 4 ст. 275 КАС РФ.;
  • продление срока недобровольной госпитализации в психиатрическом стационаре допускается по истечении 6 месяцев с момента госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке на основании заключения комиссии врачей-психиатров о необходимости продления такой госпитализации, которое направляется (в настоящее время медицинской организацией, а в будущем – и прокурором) в суд (ч. 3 ст. 36 Закона № 3185-1).

Таким образом, получается, что в случае утверждения предложенных в Проекте поправок прокурор не сможет обратиться в суд для недобровольной госпитализации лица в психиатрический стационар/для продления срока госпитализации без положительного заключения на это комиссии врачей-психиатров.

Однако, ряд экспертов, с которыми мы согласны, убеждены в том, что тот факт, что формально механизм недобровольного помещения в туберкулезные диспансеры и психиатрические больницы одинаков, это не означает, что надо «заодно дать право прокурору обращаться с иском в суд и в отношении людей с психиатрическими диагнозами, чтобы не было противоречий. Заодно, ради «единообразия правоприменительной практики». В действительности, это вовсе не единообразная система5.

И, несмотря на то, что решение прокурора попытаться через суд недобровольно госпитализировать психиатрического пациента не может пройти мимо врачей и, несмотря на то, что формально закон вроде бы не предоставляет возможностей для негуманной карательной его интерпретации, по мнению некоторых специалистов, право прокурора возбуждать процедуру в отношении больных расширяет окно для незаконных манипуляций и злоупотреблений6.

Так, по мнению Ю.Савенко, президента Независимой психиатрической ассоциации России, решение вопроса, можно или нельзя отправить человека на принудительное лечение, становится все более формальным7.

Полагаем, что подобные беспокойства нельзя считать беспочвенными, поскольку нововведения, предложенные Проектом, в совокупности с иными действующими законодательными нормами, в том числе, нормами КАС РФ не вполне соответствуют ожидаемому законодателем «повышению уровня правовой защищенности граждан».

Так, в частности, ч. 2 ст. 278 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств по административному делу о госпитализации гражданина в недобровольном порядке/о продлении срока госпитализации лежит на лице, обратившемся в суд с таким заявлением.

А к числу обстоятельств, которые необходимо выяснить суду при рассмотрении подобных административных дел относятся, в том числе следующие: влечет ли тяжелое психическое расстройство последствия в виде непосредственной опасности для гражданина или для окружающих, беспомощности гражданина и (или) возможности причинения существенного вреда его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если гражданин будет оставлен без психиатрической помощи; являются ли обследование и лечение гражданина возможными лишь в условиях медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях и пр.

То есть получается, что если с иском в суд обратился прокурор, а не медицинская организация, то названные обстоятельства, имеющие сугубо медицинский характер, должны будут доказываться именно прокурором, а не медицинской организацией.

Некоторые специалисты полагают, что с введением для прокурора возможности быть истцом по делам о принудительной психиатрической госпитализации, последний будет отвечать «..за вероятности, и если к нему обратятся граждане по причине того, что по улице ходит псих, и он на это никак не отреагирует, а потом больной человек действительно нанесет кому-то вред — последствия будут те еще. Тут лучше, с точки зрения служебной логики, человека не больного, но со странностями, поместить недобровольно в больницу. И прокурору в принципе ничего за это не будет. То есть гипотетически можно предположить, что прокурорам дали возможность оценивать эти тонкие вопросы с карательной точки зрения»8.

Кроме того, в ч. 5 ст. 277 КАС РФ определено, что административное дело о госпитализации гражданина в недобровольном порядке/о продлении срока госпитализации рассматривается с участием прокурора, представителя медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, и представителя гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации. Проект предлагает указанную норму дополнить также положением о том, что в случае, если административное дело о госпитализации гражданина в психиатрический стационар в недобровольном порядке/о продлении срока госпитализации возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.

То есть получается, что закон запретит прокурору давать заключение по делу, если он сам подал иск о принудительной психиатрической госпитализации.

Отметим, что такое нововведение с юридической точки зрения будет соответствовать общей норме, установленной в ч. 7 ст. 39 КАС РФ о том, что прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления

Однако полагаем, что обозначенное нововведение, в определенной степени, ограничивает право гражданина, в отношении которого рассматривается вопрос о недобровольной психиатрической госпитализации, поскольку на сегодняшний день ч. 5 ст. 277 КАС РФ предполагает участие прокурора (а значит и, в т.ч., дачу заключения, а возможно – заключения против госпитализации) в деле по вопросу о недобровольной психиатрической госпитализации в любом случае, без привязки к тому, кто был истцом, поскольку это необходимо для защиты прав лица, которое предполагается госпитализировать.

  1. 1 https://www.advgazeta.ru/novosti/prokuror-smozhet-otpravlyat-na-prinuditelnoe-lechenie-v-psikhbolnitsu/
  2. 2 https://news.sputnik.ru/politika/aa886bf1b1bc67cfab399dc3d0ba7db17c6d9954
  3. 3 https://www.the-village.ru/village/city/react/317649-psihiatricheskaya-prinuditelnaya-gospitalizatsiya
  4. 4 https://www.advgazeta.ru/novosti/prokuror-smozhet-otpravlyat-na-prinuditelnoe-lechenie-v-psikhbolnitsu/
  5. 5 https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/11/77117-i-vyshlo-takoe-dyshlo
  6. 6 https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/11/77117-i-vyshlo-takoe-dyshlo
  7. 7 https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/11/77117-i-vyshlo-takoe-dyshlo
  8. 8 https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/11/77117-i-vyshlo-takoe-dyshlo
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
11136
0
Правила оказания медицинских услуг
Право пациента на получение медицинской документации
3183
0
Правила оказания медицинских услуг
Законные интересы пациента
2899
0
Правила оказания медицинских услуг
Право пациента на качественную медицинскую помощь
Комментарии
comments powered by HyperComments