Правила оказания медицинских услуг

Об осуществлении антикоррупционной политики в медицинских организациях

Автор:
  • 3020
  • 0

На сегодняшний день противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики в РФ.

Об осуществлении антикоррупционной политики в медицинских организациях

К большому сожалению случаи коррупции также нередки и в области здравоохранения. Чаще медицинских работников уличают в коррупционных преступлениях в следующих ситуациях:

  • за получение листка временной нетрудоспособности и иных «нужных» справок;
  • за проведение операции (иных медицинских вмешательств) с особым отношением, лучшим уходом, применением хороших лекарственных препаратов;
  • за недостоверное заключение, выданное врачом-патологоанатомом;
  • за нецелевое использование денежных средств;
  • за постановку несуществующих диагнозов;
  • за коррупционные преступления при проведении госзакупок.

Базовым законом, определяющим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — ФЗ № 273), согласно которому:

коррупция — это:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

Об обязательности мер по предупреждению коррупции

Обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции на организации возложена частью 1 статьи 13.3 ФЗ № 273. К ним, в частности, относятся (ч.2 ст. 13.3 ФЗ № 273):

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Об обязательности мер по предупреждению коррупции

Антикоррупционная политика некоторых органов исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения

На основании Указа Президента РФ от 11.04.2014 № 226, которым утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2016 годы, высшие должностные лица субъектов РФ в пределах своей компетенции наделены полномочием принимать меры по предупреждению коррупции в организациях, созданных для обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Антикоррупционная политика некоторых органов исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения

В целях реализации данной нормы, к примеру, на основании Приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 11.02.2015 № 92 утверждено Положение о Комиссии по противодействию коррупции Департамента здравоохранения города Москвы, полномочиями которой также являются:

  • координация мероприятий по противодействию коррупции в Департаменте здравоохранения города Москвы и учреждениях, подведомственных Департаменту;
  • рассмотрение предложений структурных подразделений Департамента о мерах по противодействию коррупции;
  • осуществление организации и контроля за поступающими в Департамент обращениями граждан и общественных организаций, содержащими информацию о коррупционных правонарушениях.

Антикоррупционная политика в медицинской организации

В настоящее время четкого регламента по проведению антикоррупционной политики в организациях нет. Поэтому каким образом разрабатывать соответствующие процедуры и пресекать коррупцию в каждой конкретной организации решают самостоятельно. Несмотря на это в мае 2014 года на сайте Минтруда России были опубликованы «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее — Методические рекомендации).

Антикоррупционная политика в медицинской организации

Отметим, что невзирая на ненормативный характер Методических рекомендаций, медицинские организации могут придерживаться их в своей работе.

Обобщая информацию, представленную в Методических рекомендациях, стоит отметить следующие моменты:

  • Антикоррупционная политика медицинской организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной медицинской организации. Сведения о реализуемой антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, «Антикоррупционная политика ООО Медицина».
  • Антикоррупционную политику и другие документы медицинской организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Добросовестная работа медицинской организации

Согласно все тем же Методическим рекомендациям важным элементом работы по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру организации. В этих целях организациям рекомендовано разработать и принять не только акт по вопросам антикоррупционной политики, но и кодекс этики и служебного поведения работников организации.

Добросовестная работа медицинской организации

Следует напомнить, что Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 5 октября 2012 года принят Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации. Согласно данному документу:

  • Запрещается всякий сговор, а также коррупционные отношения между врачами и другими физическими и юридическими лицами (статья 14);
  • Врачу запрещается мошенничество в любой форме, выдача заведомо ложных заключений (статья 15);
  • При оказании медицинской помощи врач должен помнить, что его профессия — это не бизнес. При организации лечебно-диагностического процесса, включая лекарственное обеспечение, приоритет для врача — оказание необходимой и качественной медицинской помощи, а не извлечение коммерческой выгоды для себя лично и лечебного учреждения, в котором он работает (статья 27);
  • Врач не должен использовать отсутствие медицинских знаний, страх перед болезнями, доверчивость пациента и свое профессиональное превосходство в целях получения коммерческой выгоды (статья 31).

Несмотря на то, что Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации содержит в себе некоторые антикоррупционные положения, в медицинской организации для соблюдения ФЗ № 273 все же стоит разработать, принять и внедрить антикоррупционную политику, как отдельный внутренний локальный нормативный акт.

Конфликт интересов

В ФЗ № 273 под «конфликтом интересов» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Конфликт интересов

Исходя из предложенного определения «конфликта интересов» можно выделить его составляющие:

  1. личная заинтересованность (прямая или косвенная),
  2. лицо, замещает должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  3. критерии исполнения профессиональных (служебных, должностных) обязанностей (достаточно один из):
    — ненадлежащее исполнение обязанностей;
    — необъективное исполнение обязанностей;
    — небеспристрастное исполнение обязанностей.

Стоит отметить, что аналогичное определение «конфликта интересов» установлено и статьей 75 Федерального Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее — ФЗ № 323). При этом из системного анализа статей 74 и 75 ФЗ № 323 следует отметить, что конфликт интересов в сфере здравоохранения возникает у медицинского работника только при взаимодействии с представителями различного рода организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Более подробно о конфликте интересов в здравоохранении читайте в нашей статье «Над всей Европой солнечно, а в России опять идут дожди или о взаимоотношениях врачей и «фармы».

Обязанность предоставлять сведения о доходах

Еще одной антикоррупционной мерой в системе здравоохранения является законодательная норма об обязанности граждан, занимающих определенные должности в федеральных государственных учреждениях предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — сведения о доходах).

Обязанность предоставлять сведения о доходах

Должности, о которых идет речь перечислены в Приказе Минздрава России от 15.07.2013 № 462н, в частности к таким должностям относят:

В Федеральных государственных бюджетных учреждениях здравоохранения:

  • Руководитель (главный врач, генеральный директор, директор);
  • Заместитель руководителя (заместитель главного врача, генерального директора, директора);
  • Главный бухгалтер.

В Федеральных государственных казенных учреждениях:

  • Руководитель (главный врач);
  • Заместитель руководителя (заместитель главного врача);
  • Главный бухгалтер.
Еще раз обращаем внимание, что приказ Минздрава России от 15.07.2013 № 462н распространяется только на должности, предусмотренные в Федеральных государственных учреждениях, к должностям иных медицинских организаций данный приказ не имеет отношения.

Граждане, занимающие вышеуказанные должности обязаны предоставлять сведения в соответствии с Порядком представления гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством здравоохранения Российской Федерации, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным Приказом Минздрава России от 19.04.2016 № 241н.

Сведения о доходах должны быть размещены на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Запреты для граждан, занимающих руководящие должности

На граждан, занимающих должности главного врача, заместителя главного врача и главного бухгалтера в Федеральных государственных учреждениях распространяется определенный круг запретов и ограничений. Данная норма установлена Министерством здравоохранения РФ в Приказе от 31.07.2015 № 508н.

Запреты для граждан, занимающих руководящие должности

Непосредственный перечень запретов и ограничений содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом „О противодействии коррупции“ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее — ПП РФ 568).

Об осуществлении антикоррупционной политики в медицинских организациях
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию о работе медицинских организаций.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Итак, работники, занимающие выше указанные должности, не вправе:

  • принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Работникам, о которых идет речь, запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Помимо всего прочего ПП РФ № 568 предусмотрены и специфические обязанности для рассматриваемой категории сотрудников:

  • уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;
  • уведомлять работодателя в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно;
  • передавать в целях предотвращения конфликта интересов принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
  • уведомлять работодателя (его представителя) о получении работником подарка и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, по акту соответственно в фонд или иную организацию с сохранением возможности его выкупа.

Мало того, указанные работники не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Осуществление надзора в области антикоррупционного законодательства

Наибольшую роль в надзоре за соблюдением антикоррупционного законодательства играют органы прокуратуры. Они осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и Приказа Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».

Осуществление надзора в области антикоррупционного законодательства

Также стоит отметить, что предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления экономической и коррупционной направленности является одной из основных задач Главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России.

Кроме того, Следственный комитет РФ в силу положений Уголовно — процессуального кодекса РФ наделен полномочием осуществлять предварительное расследование по некоторым преступлениям коррупционной направленности (статьи 285, 290, 291.1 УК РФ и другие).

Важно! Минздрав России проводит мероприятия, направленные на соблюдение антикоррупционного законодательства в подведомственных ему организациях. В частности, Департамент управления делами и кадров Минздрава России (на основании Приказа Минздрава России от 12.05.2016 № 290 «Об утверждении Плана Министерства здравоохранения Российской Федерации по противодействию коррупции на 2016-2017 годы»):

  1. организует мероприятия по исполнению работниками подведомственных организаций требований статьи 13.3 ФЗ № 273;
  2. проводит мониторинг исполнения законодательства о противодействии коррупции при трудоустройстве граждан, замещавших должности государственной службы;
  3. реализует комплекс мер по обеспечению соблюдения требований законодательства:
    — о запрете получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей;
    — об уведомлении о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Помимо этого, на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ можно оставить сообщение о факте коррупции в медицинской организации (https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/0/materialy-po-deyatelnosti-departamenta/combating_corruption/14) или же сообщить об этом по «Телефону доверия» по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений Министерства здравоохранения Российской Федерации (8 (495) 789-45-24).

Ответственность

Дисциплинарная ответственность

Как уже говорилось ранее, медицинским организациям рекомендовано закреплять антикоррупционные меры в виде локальных нормативных актов. В таком документе возможно предусмотреть всевозможные запреты для медицинского персонала, направленные на предупреждение коррупции, в частности возможно предусмотреть запрет конфликта интересов. При таком раскладе в случае несоблюдения введенных ограничений медицинский работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Административная ответственность

Среди составов административных правонарушений по коррупционным нарушениям выделяют:

  • Статья 19.28 КоАП РФ (за незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
    Административная ответственность
  • Статья 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего).

Возбуждении дел по указанным административным правонарушениям находится в компетенции прокурора, а рассмотрение дел осуществляется судами.

Уголовная ответственность

Мало того, за преступные деяния, совершенные с нарушением антикоррупционного законодательства, предусмотрена и уголовная ответственность по следующим статьям Уголовного кодекса РФ (УК РФ):

Уголовная ответственность
  • Статья 201 УК РФ. Злоупотребление полномочиями;
  • Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп (то есть незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию));
  • Статья 204.1 УК РФ. Посредничество в коммерческом подкупе;
  • Статья 204.2 УК РФ. Мелкий коммерческий подкуп;
  • Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями;
  • Статья 290 УК РФ. Получение взятки;
  • Статья 291 УК РФ. Дача взятки;
  • Статья 291.1 УК РФ. Посредничество во взяточничестве;
  • Статья 292 УК РФ. Служебный подлог (то есть то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений);
  • Статья 304 УК РФ. Провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Привлечение рядового врача-специалиста к уголовной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства

В повседневной жизни граждане, как правило, сталкиваются с проявлением коррупции в медицинских организациях на уровне врачей-специалистов. И, конечно же, справедлив вопрос о том, возможно ли врача привлечь к уголовной ответственности в рамках тех статей, о которых мы говорили выше.

>Привлечение рядового врача-специалиста к уголовной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства

Исходя из состава вышеназванных схожих по смыслу преступлений вытекает, что субъектом ответственности может быть только должностное лицо, то есть лицо, осуществляющее организационно — распорядительные и административно- хозяйственные функции.

Так как «рядовые» врачи не являются должностными лицами, следовательно, при взаимоотношениях с ними нет риска наступления уголовной ответственности. В тоже время существует судебная практика, свидетельствующая о возможности привлечения к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ «обыкновенного» врача — специалиста в связи с выполнением им по факту (а не по должности) функций должностного лица (апелляционное определение Московского областного суда от 06.10.2015 № 22-6645/15).

Обобщая все сказанное выше, хочется отметить, что медицинским организациям для исполнения антикоррупционного законодательства следует закрепить и принять в форме локального нормативного акта, обязательного для исполнения всеми работниками медицинской организации, процедуры, направленные на добросовестную работу медицинской организации, а также иные меры по предупреждению коррупции.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
23 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии
comments powered by HyperComments