logo
 
№220

Вопрос про оформление на работу иностранного медицинского работника гражданства, получившего образование в России

Хотим принять в медицинскую организацию работника (медицинскую сестру), которая является гражданкой Узбекистана и имеет вид на жительство. Есть диплом о высшем медицинском образовании (бакалавр) по направлению подготовки «Сестринское дело», также имеется сертификат специалиста. Образование получено в России. Какое- либо жилье ей не предоставляем, на территории нашей клиники она не проживает. Хотели бы понять особенности приема такого работника на должность медицинской сестры в нашу клинику, в том числе нюансы касаемо ее статуса иностранного гражданина.
Ответ
Подготовлен: 14.03.2019 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Таким образом, лицо, получившее высшее медицинское образование в Российской Федерации по направлению подготовки «Сестринское дело» (бакалавриат) и имеющее действующий сертификат специалиста по данной специальности может быть допущено к осуществлению медицинской деятельности на территории РФ без дополнительных требований, установленных для лиц, получивших подобное образование за рубежом

Об обязанностях медицинской организации в рамках законодательства о правовом положении иностранных граждан

Вопросы правового положения иностранных граждан регулируются следующими федеральными законами:

  • от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (далее – ФЗ № 109);
  • от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее – ФЗ № 115).

Названными законами в отношении работодателей работников-иностранных граждан предусмотрен ряд обязательств, информация о которых представлена ниже.

Необходимо ли подавать уведомление о постановке на учет по месту пребывания?

С 08.07.2018 в силу внесенных изменений в ФЗ № 109 (ФЗ от 27.06.2018 № 163-ФЗ) физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания.

Данная позиция также поддержана МВД России, отраженная в Методических рекомендациях по постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания, в том числе обучающихся в образовательных организациях (размещены на сайте).

Таким образом, обязанность юридического лица (медицинской организации), в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, без предоставления данной организацией указанному лицу жилого или иного помещения для проживания, по направлению уведомления в орган миграционного учета НЕ ВОЗНИКАЕТ.

Из вопроса следует, что лицо имеет вид на жительство, является гражданкой Узбекистана, жилое помещение для проживания данному лицу медицинской организацией, в которую она собирается трудоустроиться, не предоставлялось. Кроме того, она не проживает на территории помещений медицинской организации, в которую она собирается трудоустроиться. Следовательно, обязанность подачи уведомления в орган миграционного учета о постановке на учет по месту пребывания с учетом норм ФЗ № 109 (в ред. от   27.06.2018), у медицинской организации не возникает. В данном случае принимающей стороной будет являться физическое лицо, предоставляющее место для проживания. И, следовательно, на данное лицо возложены обязанности по миграционному учету указанного иностранного гражданина.

Обязанность подачи уведомления о заключении трудового договора

В силу ч. 8 ст. 13 ФЗ № 115 работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. При этом форма уведомления утверждена Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11.

Какие – либо оговорки ФЗ № 115 не предусматривает. Таким образом, при заключении трудового договора с гражданкой Узбекистана, медицинская организация в течение 3 рабочих дней обязана направить уведомление о заключении трудового договора в территориальный орган МВД России на региональном уровне.

Отметим, что в случае неуведомления или нарушения установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (МВД России), о заключении трудового договора или гражданско – правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (при совершении подобного нарушения в гор. Москве – ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ). Сообщаем для сведения, что размер административного штрафа для юридического лица по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ составляет от 400 000 до 800 000 рублей; по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ- от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Особенности заключения трудового договора с иностранными гражданами

Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами установлены Трудовым кодексом РФ (глава 50.1).

Обращаем внимание на то, что наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 Трудового кодекса РФ, в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином, указываются (имея ввиду нашего случая):

  •     
  • сведения о виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ. Данный документ также предоставляется работником работодателю наряду с документами, предусмотренными ст. 65 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 327.3 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами, Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями РФ.

При этом следует учитывать, что в силу ч. 1 ст. 15 ФЗ № 115 иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Также постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» какие-либо оговорки о воинском учете иностранных граждан не установлены.

Кроме всего прочего, Узбекистан является участником Соглашения от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», которым предусмотрены условия, обязательные для включения в трудовые договоры некоторых категорий иностранцев.

Согласно ст. 6 Соглашения в трудовом договоре (контракте) должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условиях проживания, а также сроке действия трудового договора, условиях его расторжения, порядке покрытия транспортных расходов.

О налоге на доходы физического лица

Налоговым законодательством на работодателя возложена обязанность по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ со всех доходов, полученных работником от данного работодателя (п.п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ). По общему правилу налоговая ставка НДФЛ для налоговых нерезидентов составляет 30%, а для резидентов - 13% (ст. 224 НК РФ).

Отметим, что налоговая ставка НДФЛ, применяемая работодателем (налоговым агентом) в отношении доходов работника от осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, зависит от того, признается работник резидентом или нет. При этом налоговый статус работника не связан с наличием или отсутствуем у него гражданства РФ. Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в письме от 19.07.2010 N 03-04-05/6-401, НК РФ «не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено».

В соответствии со ст. 207 НК РФ, по общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.