logo
 
logo
15 марта 2017

Претензия пациента на некачественное оказание медицинской помощи

logo
Автор:
  • 3942
  • 0

Претензия пациента на некачественное оказание медицинской помощиНекачественное оказание медицинских услуг является весьма распространённым основанием для подачи претензий пациентами. Пациент, как и любой заказчик (потребитель) услуги имеет право на получение услуг надлежащего качества. Медицинские организации в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП) обязаны оказать пациенту услуги, качество которых соответствует договору и обязательным требованиям, установленным действующим законодательством. Данное требование отражено также и в Гражданском кодексе (ст. 721 ГК РФ). Необходимо отметить, что ЗоЗПП распространяется на получение как бесплатных, так и платных медицинских услуг (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Качество медицинской помощи

Качество медицинской помощиМедицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Под качеством медицинской помощи согласно ст. 2 Закона об основах охраны здоровья понимается совокупность характеристик, отражающих:

  • своевременность оказания медицинской помощи;
  • правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи;
  • степень достижения запланированного результата.

Данное легальное определение качества медицинской помощи не является, на наш взгляд, полным. При рассмотрении спора в судебном порядке медицинская организация ссылаясь на данное определение, формально может доказать, что медицинская помощь была оказана качественно, несмотря на ошибки в самом исполнении правильно выбранного метода лечения, так как в самом определении акцент сделан только лишь на правильность выбора метода, а не на его исполнение. Также хочется отметить то, что данный фактор едва ли может быть охвачен степенью достижения запланированного результата, который в силу специфики медицинской услуги вообще не должен и не может быть гарантирован пациенту.

Оценка качества медицинской помощи

Оценка качества медицинской помощиПравила оценки качества медицинской помощи в действующем законодательстве урегулированы ст. 64 Закона об основах охраны здоровья.

Одновременно с этим, оценка качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования дополнительно регулируется Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее - Приказ ФФОМС № 230).

Оценка качества медицинской помощи при платных медицинских услугах в настоящее время нашла свое отражение в Приказе Минздрава России от 16.05.2017 № 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании» (далее – Приказ Минздрава России № 226н). Однако, проводится такая оценка может только при проведении государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (других оснований не предусмотрено). Причем при проведении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности это касается 2 видов проверок, а именно:

  • проверки соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;
  • проверки соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

На практике при оценке качества платных медицинских услуг по аналогии применяются многие нормы, регулирующие оценку качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

!!! В настоящей статье речь пойдет об экспертизе качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. О Приказе Минздрава России № 226н можно узнать из наших новостей, перейдя по данной ссылке.

Экспертиза качества медицинской помощи

Экспертиза качества медицинской помощиПациент при оказании ему помощи в рамках обязательного медицинского страхования может обратиться с жалобой на качество медицинской помощи в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и (или) страховую медицинскую организацию. По жалобе пациента должна быть проведена экспертиза качества медицинской помощи, которая является один из видов контроля качества медицинской помощи наряду с медико-экономическим контролем и медико-экономической экспертизой.

Экспертиза качества медицинской помощи - это выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи (п. 6 ст. 40 Закона об основах охраны здоровья).

В соответствии с п. 21 Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, сложившейся клинической практике.

Проведение целевой экспертизы качества медицинской помощи в случае поступления жалоб пациентов или их представителей не зависит от времени, прошедшего с момента оказания медицинской помощи и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан.

Критерии оценки качества медицинской помощи

Критерии оценки качества медицинской помощиВ целях оценки качества медицинской помощи при проведении экспертизы с 25 августа 2015 года в Российской Федерации применяются критерии оценки качества медицинской помощи. В настоящий момент такие критерии утверждены Приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н.

Важно!!!

Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н вступил в силу с 1 июля 2017 года. О данном нормативном акте более подробно можно узнать из нашей новости «NEW! Новейшие критерии оценки качества медицинской помощи».

Критерии оценки качества медицинской помощи, установленные Приказом Минздрава от 10.05.2017 № 203н применяются также и при экспертизе качества медицинской помощи, оказываемой вне рамок ОМС.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. Клинические рекомендации разрабатываются и утверждаются в соответствии с частью 2 статьи 76 ФЗ № 323, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи, в свою очередь, устанавливаются приказами Минздрава России.

Результаты экспертизы качества медицинской помощи

Результаты экспертизы качества медицинской помощиРезультаты экспертизы качества медицинской помощи оформляются актом и заключением эксперта о контроле качества по формам, установленным в приложении к Приказу ФФОМС № 230.

По результатам контроля качества медицинской помощи территориальный фонд обязательного медицинского страхованиям и (или) страховая медицинская организация информируют пациента о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Независимая оценка качества медицинской помощи

Пациент также может обратиться в городские комиссии по оценке качества медицинской помощи или в какие-либо коммерческие организации, оказывающие услуги по проведению различного рода экспертиз.

Внутренняя оценка качества медицинской помощи

Внутренняя оценка качества медицинской помощиПри подаче пациентом претензии в саму медицинскую организацию на качество медицинской помощи, последняя должна провести внутреннюю оценку качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов. Проведение внутренней оценки качества медицинской помощи входит в компетенцию Врачебной комиссии (п. 4.6. Приказа от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

Решение Врачебной комиссии оформляется протоколом. Выписка из протокола решения врачебной комиссии должна быть выдана на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

Формы защиты прав пациента

Формы защиты прав пациентаПациент при некачественном оказании медицинской помощи может обратиться за защитой своих прав в досудебном и судебном порядке. При этом возможно осуществление защиты нарушенного права как самим пациентом, так и его представителем, страховщиком, прокурором, общественной организацией, органом надзора (например, Роспотребнадзором).

Успешная защита прав пациента

Подача пациентом претензии только на качество оказанной медицинской услуги может породить ряд сложностей при защите нарушенных прав.

Во-первых, срок исковой давности при оказании некачественных медицинских услуг составляет всего 1 год (п. 1 ст. 197, п. 1 ст. 725, ГК РФ). Пациент должен обратиться за защитой своих прав в течение одного года с момента, когда он узнал или должен был узнать о некачественном оказании медицинских услуг (п. 2 ст. 197, абз. 2 п. 2 ст. 200 ГК РФ). При пропуске срока исковой давности пациенту может быть отказано в иске по заявлению медицинской организации (ст. 195 ГК РФ).

Успешная защита прав пациентаВо-вторых, подавая претензию лишь на качество оказанной медицинской услуги, пациент имеет право претендовать только на компенсацию морального вреда в рамках ЗоЗПП.

Однако качество медицинских услуг может быть одним из критериев недостатков оказанных медицинских услуг и (или) противоправного поведения медицинской организации, приведшего к причинению вреда здоровью и (или) жизни пациента.

Если обратиться к срокам исковой давности, то они значительно больше, чем при подаче иска только на некачественное оказание медицинской услуги. Как правило, общий срок исковой давности составляет 3 года.

Однако, исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Данное требование может быть предъявлено и по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, однако требование может быть удовлетворено только за 3 года, предшествующих предъявлению иска (ст. 208 ГК РФ).

Судебная защита прав пациента

Судебная защита прав пациентаПациент либо его представитель для защиты своих прав и законных интересов вправе обратиться в суд общей юрисдикции в порядке, установленном ГПК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 17 ЗоЗПП исковые заявления предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановление от 28 июня 2012 г. № 17 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указал, что суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, так как в силу ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии